среда, 23 ноября 2011 г.

Я меняю место жительства (часть первая)

Полтора месяца назад я ввязался в авантюру под названием "улучшить жилищные условия". На данный момент у меня уже нет жилья и еще нет жилья. Что еще остается? Остается писать что-нибудь в блог на радость последующим поколениям.
В начале октября 2011 года я серьезно подумал о том, что нужно улучшать жилищные условия, а конкретнее: сменять имеющуюся однокомнатную квартирку на что-то более просторное. Менять в нашей стране и при наших заработках можно двумя способами. Первый способ: продаешь старое жилье - покупаешь новое. Второй способ: берешь кредит и покупаешь то, ... правильно, на что дадут кредит :) (такой лол от наших банков). Кредит - не мой вариант, ибо не люблю ни у кого ничего занимать. Остается только использовать вариант номер один (я просто кэповый кэп). И вот морозным вечерком я подал объявление на сайтеГ irr.ru (в принципе, я подавал объявления и раньше, но никто ими не интересовался). Продавал, конечно же, свою однокомнатную квартиру. Текст объявления был примерно следующий: 1-комн. квартира, 3-ий этаж 10 этажного дома, с приемлемым ремонтом, общей площадью 34 кв. метра, цена X рублей.
Собственно, тут я уже сделал две ошибки:

  1. неправильно преподнес товар потенциальным покупателям
  2. неправильно оценил свой товар (продешевил)
Итак, как же я формировал цену на свою квартиру?
  1. просмотрел объявления о продаже схожих по характеристикам квартир по городу.
  2. просмотрел среднюю стоимость квартир в пределах моего района.
  3. сделал расчет на то, что надо бы продать быстрее и как бы "скинул" в стоимости.
Так то все правильно. Вот только большую часть не доделал (ибо опыта нет - наступай на грабли). Есть такой анекдот, где для определения среднего размера презервативов, одна контора спрашивала, а вторая мерила. Так вот я только "спрашивал" :). По хорошему, как только выполнил два первых пункта, нужно пройти по этим адресам и посмотреть, что там за товар то. Вроде как, очевидно, но кто так сделал? Так не буду томить. То что я считал приемлемым ремонтом в своей квартире для большинства считается суперским ремонтом (жизнь познается в сравнении). А в стоимости я прогадал чуть больше 100000 рублей :) (вот только я это вообще поздно узнал). Иначе как "лохом печальным" меня назвать нельзя :(. Ну так продолжим.
Через пару дней на мое "лакомое" объявление звонит молодой человек ("самопальный риелтор") и предлагает активно продавать мою квартирку при условии, что цена будет "чуть выше". Ну я думаю: "Лишь бы дело спорилось, пущай продает".
Так вот еще одна ошибка. Риелторы просто так на объявления о продаже не звонят. Это показатель того, что вы сильно продешевили. Можно накинуть тысяч 50 спокойно. Я же был наивен и глуповат :(.
Через неделю этот риелтор привел ко мне покупателя, которого до умопомрачение устроила цена в X+50000 (правильно, 50000 - заработок риелтора, не облагаемый налогом, ибо включен в сделку купли-продажи). Я вместо того, чтобы насторожиться, обрадовался, что покупатель нашелся. Да кроме того, обещались к началу ноября уже денег отдать. Правда сделали замечание, что они берут ипотеку да еще и на мужа, которого пока в городе нет. Ну и я снова опрофанился: поверил на слово, - хотя в таких случаях надо брать расписки и прочую макулатуру, которая предписывает обязательства сторон (ведь квартиру я итак дешево продаю).
Ну типа, думаю: "Свое жилье продам, так надо искать замену - улучшение желанное, так сказать". Кучу всего пробегал, обзвонил, осмотрел. В итоге: нашел отличный вариант в центре города. Заверил, что у меня на начало ноября будет наличность, даже договорился задаток дать. Отдал задаток, да такой немаленький: тысяч 100 :). Вроде все отлично получалось. Начал звонить риелтору, который покупателей ко мне привел: "Пора бы дела делать и т.п.". И тут выясняется, что сделка планируется на 15-ое ноября. "Ну хорошо" - думаю: "Терпимо, ибо я с продавцами моего будущего жилья договорился и на более поздние сроки".
Проходит неделя, проходит другая, выясняется, что я должен оформлять документы на свою квартиру: типа выписки из Госреестра и техпаспорт на квартиру. Я наивный - иду делаю, плачу свои монеты. Потом выясняю, что законодательство в этой сфере не дремало, а много чего упростило. Для оформления сделки купли-продажи квартиры достаточно трех документов:
  1. свидетельство о правах собственности
  2. договор купли-продажи/дарения или иной документ, подтверждающий право перехода в собственность
  3. справка из паспортного стола, что в квартире никто не прописан
А вот те документы, что я оформил нужны для банка, так как иначе не будет выплачена ипотека моему покупателю. Возникает резонный вопрос: "А хули я то?" (прошу прощения за брань, но эмоции) В довесок, выясняется, что сделка купли-продажи моей квартиры снова сдвигается, ибо муж в отъездах :(
И тут.... И тут я включаю мозг и пытаюсь исправить ошибки. Подаю новые объявления с адекватными ценами и описанием (ибо уже знал, что я пессимистично оцениваю свою собственность). Результат себя не заставил ждать: меньше чем за неделю позвонило несколько человек (вполне возможно, помогло то, что помимо моей квартиры в нашем доме решили продавать еще пару таких же квартир, но по очень уж высоким ценам). Нового покупателя устраивала цена X+Y, меня тоже, ибо уже 10 ноября (а меня ждут на покупку мои продавцы :( ). В итоге: адресовал я своему риелтору "посыл" (собственно, возникать он не стал, ибо робит на полулегальных условиях).
Началось самое интересное: подготовка документов для банка, потому что мой второй покупатель тоже связывался с ипотекой. Подготовка документов заключалась в том, что нужно было сделать "правильные" копии документов. В банке Форштадт очень непонятная система оценки копий на правильные и неправильные. Вот что им мешает самим делать копии? Кроме того, вместо того, чтобы сообщить полный список необходимых документов и справок, они сообщают этот список порционно. Представьте: приходит заемщик с кипой бумаг, а ему сообщают: "А еще вам нужно получить вот такие-то справки". И так на протяжении недели. И где хваленый сервис и индивидуальных подход? Респект банку Форштадт и всем его мегаманагерам, которые придумали такую систему :). Помимо всего прочего, банк форштадт не доверяет нотариально заверенным гендоверенностям на проведения сделки купли-продажи. Вот мне интересно: "Почему бы хотя бы самим не заверят эти доверенности?  Ведь бывают ситуации, когда нет возможности у собственника самому проводить сделку." Ну и пора подводить итоги.
При проведении подобных авантюр лучше почитать актуальное законодательство. Не связывайтесь с риелторами. Если и связываетесь, то только из официальных фирм, которые оформляют свои услуги отдельным счетом, а не включают в стоимость продаваемого имущества. Кроме того, при подписании договоров с риелтором на оказание услуг четко пропишите, что входит в его обязанности и за что вы ему будете платить. стоит уделить особое внимание срокам. Никаких размытых сроков - сроки должны быть максимально выгодны для вас, ибо стоимость недвижимости может меняться с астрономической скоростью. При составлении всяких предварительных договоров и договоров задатка с покупателями, опять же, пишите конкретные сроки, и очень желательно, чтобы они измерялись днями, а не месяцами.
Собственно, пока все: сделка века планируется на 16 ноября :)

Комментариев нет: